ВНИМАНИЕ! ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ! Все сообщения, написанные на форуме c 13 июля, при переезде не сохранятся! Пользователи, зарегистрировавшиеся с 13 июля по 9 августа 2014г., ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЗАНОВО на www.thesims.club! Добро пожаловать на новый форум!
Джон Рональд Руэл Толкин / John Ronald Reuel Tolkien
Биография
Будущий писатель родился 3 января 1891 года. Хотя местом его рождения была южноафриканская Оранжевая Республика, хотя его отец, банковский менеджер Артур Руэл Толкин, был потомком саксонских немцев, эмигрировавших в Англию в конце XVIII века, тем не менее Джон Роналд Руэл Толкин вырос настоящим англичанином. Настоящему англичанину положено быть своеобычным человеком (“оригиналом”) и вместе с тем консерватором. Таким Толкин и был. Оригинальные черты были им явно унаследованы от матери. После смерти мужа она неожиданно для всех приняла католичество и, несмотря на гонения родни, воспитала-таки Роналда истинным католиком. Более того, когда тринадцати лет мальчик остался сиротой (Мэйбл Толкин умерла от диабета в 1904 году), он был взят под опеку не кем-то из родственников, а исповедником матери, католическим священником Фрэнсисом Морганом. Так в протестантском окружении вера Толкина стала его крепостью; что ж, очень по-английски. Другую свою “странность” – страсть к языкам — Роналд тоже унаследовал от матери. Её уроки дали самые необычные всходы: мало того, что будущий оксфордский профессор выучил с десяток языков, он ещё столько же языков придумал сам. Толкин подшучивал над собой: “сумасшедшее хобби”, “бессмысленные волшебные языки”; и всё же втайне усматривал в этой игре свою особую миссию как англичанина – создать “мифологию для Англии”. Консерватизм Толкина сказывался не только в его политических взглядах (он принимал британский империализм как явление природы и терпеть не мог коммунистов) и не только в его литературных вкусах (английская литература для него заканчивалась там, где она начиналась для всех прочих, – на творчестве Чосера). Важнее другое – глубокий житейский консерватизм Толкина. Именно отсюда его удивительное постоянство. В 16 лет Роналд полюбил 19-летнюю Эдит Братт, тоже сироту. Это была самая обычная “первая любовь” тогдашнего образованного подростка – романтическая, рыцарственная, вычитанная из книг. Только продолжалась она необычайно долго – до самой смерти писателя. Как водится, влюблённым пришлось столкнуться с суровыми препятствиями. Вскоре опекун Роналда запретил ему встречаться с Эдит и даже писать ей. И что же? Тот подчинился — как настоящий консерватор, привыкший уважать закон и авторитет. А через три года, ровно в день своего совершеннолетия, отправил Эдит письмо с предложением руки и сердца; узнав же, что она уже помолвлена с другим, добился разрыва помолвки. В браке они жили спокойно и счастливо – в течение почти 60 лет; он пережил её на два года. И всё это время чувство Толкина оставалось всё таким же романтическим и книжным. Он не переставал культивировать миф об Эдит как бессмертной эльфийской деве Лючиэнь, полюбившей его, смертного героя Берена. Эти придуманные Толкином-лингвистом имена и стали итогом сюжета: на её надгробной плите выгравировано имя Лючиэнь, на его — Берен.
Толкин был постоянен во всём: и в возвышенных чувствах, и в быту. В течение десятилетий он сохранял один и тот же круг друзей-“инклингов”, собирающихся у камина или в баре «Орёл и ребёнок» за кружкой пива. И был неизменно верен привычкам своих буржуазных предков: фотографировался всей семьёй (жена, три сына и дочь), одевался не то чтобы скромно, но как положено по стандарту среднего класса, был аккуратен и много работал. Единственной чертой, выделявшей его в быту, была манера уютно попыхивать трубкой – тоже ведь примета английского стиля. И всё же судьба настоящего англичанина Толкина была бы самой обычной, если бы не одно чудо. Чудом этим стала книга, опубликованная, когда автору её было уже 63 года. Книга, признанная специалистами шедевром “высокой” литературы и вместе с тем неслыханно популярная. Путь к ней был долгим и трудным. А началось всё с игры. Как же Толкин стал писателем? В литературу Толкина привела именно игровая филология. Изучая древние языки, он придумывал на их основе новые языки; комментируя средневековые тексты, он сочинял в подражание им свои собственные тексты. До определённого времени игра не препятствовала филологической карьере Толкина, поначалу казавшейся блистательной: в 27 лет он уже участвует в создании нового Оксфордского словаря английского языка, в 32 (необычайно рано) – становится оксфордским профессором. Но начиная с рубежа двадцатых-тридцатых годов падает его публикаторская активность, а преподавание осознаётся как рутина. Наконец, лекции тридцатых годов – «Беовульф: чудовища и критики» и «О волшебных историях» — прямо объявляют о переходе автора в оппозицию к академической науке: тема лекций — защита свободной фантазии от рационализма критиков. В эти годы и осуществляется прорыв филолога в литературу. Однажды рукопись сказочной повести Толкина «Хоббит», написанной им в процессе игры со своими детьми, случайно попала в издательство «Аллен энд Ануин». Но в этой случайности есть своя закономерность: играя, “инклинги” готовились к тому, чтобы активно вмешаться в литературный процесс. К.Льюис верил, что и он сам, и Толкин способны принять на с ебя своего рода миссию: “Так мало сказочных повестей, которые мы действительно любим. Я боюсь, что мы должны написать их сами”. Отправив рукопись в редакцию, Толкин принял вызов. Судьба повести в итоге была решена самым строгим для детской книжки критиком — десятилетним сыном издателя. “Хорошая книга, годится для всех детей от 5 до 9” — таков был его слегка высокомерный вердикт. После этого автору только оставалось доработать рукопись, а издателю – напечатать её. После успеха сказки от Толкина, конечно, потребовали “ещё хоббитов”. Но то, что последовало дальше, иначе как чудом не назовёшь. В процессе работы над продолжением «Хоббита» у Толкина неожиданно возник замысел грандиозной эпопеи. Началось всё с записи Толкина на полях своей рукописи: “Использовать мотив возвращения кольца”. Всего несколько слов, но содержащих идею, подобную Архимедовой “эврике”: эпически развернуть в новой книге один из эпизодов «Хоббита». Если герою Толкина хоббиту вначале кольцо казалось лишь удачной находкой, то его создателю Толкину — удачным сюжетным ходом. И на героя, и на автора оно в итоге оказало чудесное воздействие. И на того, и на другого чудо это наложило огромную ответственность. Задача хоббита – уничтожить кольцо — до самого конца книги кажется читателю непосильной. Сказав “да”, наследник Бильбо, хоббит Фродо, не только должен столкнуться с почти непреодолимыми внешними препятствиями, но и обречён на мучительную внутреннюю борьбу. Власть кольца не может не повлиять на волю своего обладателя. Отныне каждый его греховный помысел во много раз усилен кольцом, тело “развоплощается”, а душа стремится к смерти. Но и задача Толкина была под стать. Для выполнения её университетскому профессору потребовались 12 лет упорного, отчаянного, порой героического труда и ещё 5 лет доработки и трудных переговоров. После “находки” кольца игра для него кончилась, началось – мучительное восхождение к вершинам литературы. Недаром же в письмах Толкина подчас возникала метафора творчества как кровопролития; вот что он написал издателю, готовя «Властелина колец» к публикации: “Эта книга написана моей кровью”, а перед публикацией признался, что его преследует страх: “Я выставил своё сердце на расстрел”. Когда Толкин завершил свой труд, К.Льюис подвёл итог: “Почти что ни один роман не сравнится с величественностью и грозностью «Властелина колец». <…> Долгие годы работы над ним оправдались”. Более того, именно с эпопеей Толкина Льюис связывал надежду на “новую эпоху”. То, что началось с чуда, чудом же и завершилось: вместо очередной детской сказки читатели обрели великую эпопею, книгу на уровне наиболее впечатляющих достижений литературы ХХ века. В своей эпопее Толкин создал целый континент – “воображаемую реальность” Средиземья с разработанной географией, сводом сказаний, легенд и песен, системой придуманных языков. Известен случай, рассказанный Т.Манном в связи с его романом «Иосиф и его братья»: “Я до сих пор помню, как меня позабавили и каким лестным комплиментом мне показались слова моей мюнхенской машинистки, с какими эта простая женщина вручила мне перепечатанную рукопись «Истории об Иакове», первого романа из цикла об Иосифе. «Ну вот, теперь хоть знаешь, как всё это было на самом деле!» — сказала она. Это была трогательная фраза — ведь на самом деле ничего этого не было”. Вот и у читателей «Властелина колец» создаётся ощущение, что мир, созданный фантазией Толкина, существует на самом деле. Важно, что это ощущение разделял с читателями и сам автор: “Я будто записывал то, что уже некогда существовало, а не было изобретено мной”; важно и то, что он всеми силами стремился “поселить” читателей в своём мире: “Я хотел, чтобы люди почувствовали себя внутри этой истории, чтобы они поверили в её истинность”. Как Толкин добивается такого эффекта? За счёт предельного углубления фона. Как и в реальном мире, читателю «Властелина колец» приходится ориентироваться по картам, узнавать новые языки, изучать мифы и предания разных народов. При чтении книги кажется, что рассказанная автором история – лишь ничтожно малая часть истории Средиземья, что прошлое этой волшебной страны столь же необъятно, как и прошлое человечества. За каждым из основных персонажей Толкина – разветвлённая родословная. За каждым эпизодом в книге – теряющаяся в веках предыстория. И едва ли не в каждом слове эпопеи – отсылки к разветвлённой мифологии Средиземья. Именно этот эффект достоверности воображаемого мира и стал основной причиной ошеломляющей популярности эпопеи. К 1988 году книга Толкина выдержала 100 изданий на одном английском языке – общим тиражом 50 млн экземпляров. В 1997 году сразу по нескольким британским читательским опросам «Властелин колец» был признан величайшим прозаическим произведением ХХ века. Последние опросы показывают, что эпопея остаётся одной из самых читаемых книг в мире. Результатом читательского ажиотажа вокруг «Властелина колец» стало рождение весьма обширного и разветвлённого коммерческого жанра – “fantasy”. Толкин и не думал так называть свою эпопею: ему вполне хватало традиционного термина “romance”. Но читательский аппетит, разбуженный Толкином, стал требовать от литературы “новой реальности”, “иных миров”. Для обслуживания этой потребности и понадобилась целая индустрия “fantasy”, имя же Толкина, объявленного родоначальником жанра, стало своего рода торговой маркой. Массовая популярность «Властелина колец» привела к парадоксальным результатам. Толкин надеялся, что над его эпопеей будут думать. Действительно, если не прочитать её медленно, вряд ли можно разгадать её сложный теологический подтекст, понять, почему автор назвал её “католической” книгой – “о смерти и жажде Бессмертия”. Вместо этого миллионы читателей, по преимуществу молодых, принялись искать в книге Толкина подобие наркотического сна. Волшебство, к которому, кажется, можно прикоснуться рукой, и героизм, который так легко примерить к себе, – только это массовый читатель и выбрал в сложной, глубокой книге. С середины 60-х годов в Толкине стали видеть предмет поклонения. Культ “профессора” начался с американских студенческих кампусов, где в те годы весьма популярны были анархические лозунги типа: “Гэндальфа в президенты!” или “Уходим в Средиземье!”. Книгу Толкина восприняли как призыв к бунту и бегству, а хоббита – едва ли не как битника. Самого Профессора, защищавшего в своей книге консервативные ценности, всё это привело в прискорбное недоумение. О молодых американцах, обожествлявших его, он высказывался с плохо сдерживаемой неприязнью: “Искусство воздействует на них, а они не ведают, что движет ими, и этим опьяняются”. Второго сентября 1973 года он умер в возрасте 81 года. Смерть была быстрой: не все его дети успели проститься с ним. Толкиен похоронен на католическом кладбище, и поэтому его могила далеко от центра Оксфорда.
Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь (в соавторстве с E.B. Гордоном) - 1925 год Это оригинальный английский рыцарский роман, написанный в конце XIV в. анонимным автором и сохранившийся в единственном манускрипте. Рассказывается о приключении одного из самых популярных персонажей средневековой литературы. В книге содержатся лучшие в литературе XIV в. примеры идеализированного описания природной жизни, реалистического описания природы, куртуазной беседы, искусства соблазнения и удачной охоты. Роман впервые переведен на русский язык.
Хоббит, или Туда и обратно / The Hobbit or There and Back Again - 1937 год Книга, с которой для читателя началось знакомство с Миром Средиземья профессора Толкина. Книга, с которой для читателя началось — вообще все! Итак. Отправился однажды хоббит Бильбо в путь — вместе с двенадцатью гномами и мудрым магом Гэндальфом. А дальше?!
Лист кисти Ниггля / Leaf by Niggle - 1945 год Мифология - первичный материал для всякого искусства. Из мифа в процессе его эволюции возникли легенда, эпическая песня, сказка, в целом фольклор. Профессор Оксфордского университета Джон Роналд Руэл Толкин свой сказочный мир черпал в мифологии. Он начал записывать и упорядочивать легенды из древней истории Эльфов - легенды о Средиземноморье и о Благословенном Королевстве Валинор, озаренном светом двух деревьев - серебряного Телпериона и золотой Лаурелин. Именно из мифов родились фантастические произведения Дж.Р.Р.Толкина. Читателю предоставляется возможность познакомиться с размышлениями Дж.Р.Р.Толкина о его "Волшебных историях".
Баллада об Аотру и Итрун / The Lay of Aotrou and Itroun - 1945 год
Фермер Джайлс из Хэма / Farmer Giles of Ham - 1945 год Волшебная сказка известного английского писателя, автора знаменитой трилогии о хоббитах `Властелин колец`.
Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма / The Homecoming of Beorhtnoth Beorhthelm’s Son (пьеса) - 1953 год Джон Р.Р.Толкин известен читателю прежде всего трилогией "Властелин Колец" и ее "предысторией" - повестью "Хоббит". В истории литературы найдется немного произведений, столь же богатых по "мифологическому содержанию": скандинавские, кельтские, финские мифы, валлийские и германские предания под пером Толкина приобрели новое звучание. Не менее насыщены мифологией и другие произведения писателя - в частности, вошедшая в этот сборник и впервые публикуемая на русском языке пьеса "Возвращение Беорхтнота", прямое "продолжение" древнеанглийской поэмы "Битва при Мэлдоне".
Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги / The Adventures of Tom Bombadil and Other Verses from the Red Book (цикл стихов) - 1962 год
Кузнец из Большого Вуттона / Smith of Wootton Major - 1967 год
Дорога вдаль и вдаль спешит / The Road Goes Ever On (с Дональдом Суонном) (1967)
Письма Рождественского Деда / The Father Christmas Letters - 1976 год "Письма Рождественского Деда" - сказка, которую Толкин рассказывал своим детям на протяжении более двадцати лет (первое письмо написано старшему сыну в 1920 году и последнее - дочери в 1943). Письма приходили на Рождество, и дети отвечали на них. Рождественский Дед описывал свой дом, друзей и помощников, события, забавные, а порой тревожные, которые случались на Северном полюсе. Это был волшебный мир - в детстве в него веришь и мечтаешь там оказаться.
Сильмариллион / The Silmarillion - 1977 год Перед вами - "Сильмариллион" - книга о первых Эпохах Средиземья. Книга, в которой поведана не только история великой войны меж Светом и Тьмою, тысячелетия сотрясавшей величайший мир за всю историю жанра фэнтези, но и предыстория Колец Всевластья - Колец, путь которых по Средиземью еще только начинается...
Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья / Unfinished Tales of Númenor and Middle-earth - 1980 год Что сильнее в сердце нуменорского принца: любовь к морю или верность жене? Чего желает гордая Галадриэль: править в Средиземье или вернуться на запад? Каким образом Торин и Компания ввязались в авантюрное путешествие к Одинокой Горе? Почему дикари остались только в Друаданском лесу? В этой книге вы не найдёте чётких ответов, зато воистину проникнитесь духом созданного Толкином Легендариума Средиземья, а также узнаете о таких сторонах истории этого мира, о которых и не подозревали. Выбор Сарумана, клятва Юного Эорла, трагедия детей Хурина, поиски Кольца назгулами, военные кампании Рохана и Гондора, устройство и использование палантиров, морские путешествия нуменорцев... обо всём этом умудрился рассказать Кристофер Толкин, разобравший черновики своего отца и соединивший их в одну более-менее слитную композицию.
Чудовища и критики / The Monsters And The Critics And Others Esseys - 1983 год В книге содержатся статьи, эссе и лекции Дж.Р.Р. Толкина, посвящённые аллитерационной поэзии, среднеанглийской литературе, кельтологии, проблеме создания искусственных языков и специфике оксфордского образования. Сборник «Чудовища и критики» — неотъемлемая часть английской «толкинианы» и знаменательное явление в истории литературы в целом.
История Средиземья / The History of Middle-earth в 12-ти томах - 1983-1996 годы
Сказки Волшебной страны / Tales from the Perilous Realm - 1997год
Роверандом / The Roverandom - 1998 год
Дети Хурина / The Children of Húrin - 2007 год
Легенда о Сигурде и Гудрун / The Legend of Sigurd and Gudrun - 2009 год
История «Хоббита / The History of The Hobbit - 2009 год
Падение Артура / The Fall of Arthur - 2013 год
Книги в серии Властелин колец / The Lord of the Rings
1. Братство Кольца / The Fellowship of the Ring - 1954 год Хоббиту Фродо, племяннику знаменитого Бильбо Бэггинса, доверена важная и очень опасная миссия - уничтожить в горниле Огненной горы Кольцо Всевластья, с помощью которого Повелитель Тьмы жаждет подчинить себе все народы Средиземья. И отважный хоббит с друзьями отправляется в полное смертельных опасностей путешествие...
2. Две крепости / The Two Towers - 1954 год Судьба разделяет хранителей Кольца. В неравной схватке с орками гибнет Боромир, а хоббиты Мерри и Пиппин попадают в плен. Арагорн, гном Гимли и эльф Леголас отправляютсяна поиски друзей. А между тем Фродо и Сэмми уже почти у Ворот Мордора. И ведет их через мрачные земли Повелителя Тьмы странный проводник...
3. Возвращение короля / The Return of the King - 1955 год К стенам Королевского города стекаются несметные войска Повелителя Тьмы. Король-призрак ведет чудовищную армию — тролли и орки, гоблины и назгулы идутна штурм города. Насмерть стоят бесстрашные защитники, все длится и длится кровавый бой... А в горах Мордора Фродо и Сэмми, томясь от жажды и голода, прячась от вездесущих врагов, все ближе и ближе подступают к жерлу Огненной горы...
если не вдаваться в подробности, то по-моему, "Сильмариллион" - самая лучшая ккнига Толкиена Озеро спит, притворяясь водой, волосы волн безупречно прозрачны. Мертвый матрос из серебряной лейки поливает росой мухоморы. (с) Аноним
Мне очень нравится его творчество) Люблю что-нибудь почитать когда становится скучно. Во время сбрасывания кожи змея становится слепой. Следуя аналогии, можно заметить, что в период изменений мы не совсем четко осознаем происходящее вокруг.
Disped, А я вот сегодня купила его книжку "Дети Хурина", радости полные штаны, сейчас же пойду ее читать)) Пока что лучшей книгой тоже считаю "Сильмариллион".
Толкиен - "прародитель" рас гоблинов, эльфов и пр. Лучше него атмосферу волшебного и жестого мира не передал еще никто. Всем всего-всего-всего и счастливо оставаться! :) п.с. если такие люди будут.
Кстати! Я заметила, "Властелин колец" - у кого идет чтение, а у кого нет! Моя сестра фанат фэнтази, а так и не прочитала! Если человеку не понравились первые главы, то все.. Потом он читать не будет! А вот кому понравились, тот потом чуть ли не до фанатизма доходит! Я пока читала, еще и в стратежку играла! Вот потом меня глючило..
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ писатель. Два моих самых любимых: Сапковский и Толкиен.) Кстати, мне кажется, что Толкиен для некоторых людей немного трудный для восприятия, его произведения очень сильно вписываются в обычный ход нашей жизни, это писатель, который прожил то, о чем он пишет) обожаю его
Я из произведений Толкина читала только Властелина колец: Братство кольца и Две башни (они так называются?). А вот последнюю не смогла дочитать... Там что-то все про войну, да про войну... Еще читала "Хоббит: туда и обратно". Уже даже не помню о чем там... Но понравилось)))
люблю его. у меня дома есть огромная книга, вся трилогия, хоббит и проч. но я её никак не могу всю прочитать, ибо её неудобно держать,а я люблю читать лежа на кровати.)) `давайте больше не писать `имен на мраморе страниц `давайте линии границ `cотрем с рук и лиц
что ни гвори, а Толкиен создал целый мир!!! ему за это большое спасибо!!!! одной из первых для меня книг является именно "Властелин Колец". Я ещё хотела "Сильмариллион" прочитать, но книга прямо на росхват. М не её никак не вернут, вечно где то блуждает!!! Девушки по своей сути ангелы, но если их разозлить они превращаются в ведьм
Начала читать с Властелина колец, очень понравилась трилогия, прочитала её меньше чем за месяц, но... "Хоббит, туда и обратно" больше эмоций вызвал, сразу видна динамика полёта фантазии.